Ростовская областная
организация Профсоюза
​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Внимание спецоценка условий труда. Нам отвечают.

19.12.2016

Уважаемые коллеги!

Направляется для использования в работе разъяснение Федерального фонда обязательного медицинского страхования по вопросу использования средств обязательного медицинского страхования на финансирование расходов медицинских организаций, связанных с проведением специальной оценки условий труда и с оплатой труда работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда.

Приложение: копия письма на 2-х листах.

Секретарь ЦК Профсоюза,
заведующий отделом правовой и социальной защиты аппарата Профсоюза
М.В. Краснорудская
 

Ответ Федерального фонда обязательного медицинского страхования №1096/26/472 от 17.02.2016 г.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по вопросу использования средств обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение расходов медицинских организаций, связанных с проведением специальной оценки условий труда, сообщает.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон № 426-ФЗ) указанная оценка условий труда проводится совместно работодателем, и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 Федерального закона № 426-ФЗ.

Среди требований к организации, проводящей оценку условий труда, пунктом 3 части 1 статьи 19 Федерального закона № 426-ФЗ установлено наличие в качестве структурного подразделения указанной организации испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Таким образом оборудование и техника, необходимые для проведения специальной оценки условий труда, приобретаются организацией проводящей указанную оценку.

При этом в соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона № 426-ФЗ порядок и размер оплаты выполнения работ, оказания услуг организациями, проводящими специальную оценку условий труда, определяются гражданско-правовыми договорами.

Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65и, расходы на выполнение работ, оказание услуг в соответствии с гражданско-правовыми договорами; отнесены на подстатыо 226 «Прочие работы, услуги» Классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ).

Расходы медицинской организации, связанные оплатой договоров на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к материальным запасам, в том числе имущества, функционально ориентированного на охрану труда и технику безопасности, отнесены на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Расходы медицинской организации, связанные с оплатой труда работников учреждения, занятых па тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, в повышенном размере производимые по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, отнесены на подстатыо 211 «Заработная плата» КОСГУ.

В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закон;: от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном, медицинском страховании Российской Федерации» расходы медицинских организаций, относимые на подстатью 226 «Прочие работы, услуги», статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» и подстатью 211 «Заработная плата» КОСГУ включены в тариф на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

Председатель Стадченко М.М.

Разъяснения Центрального комитета Профсоюза работников здравоохранения.

При установлении гарантий и компенсаций, предусмотренных статьями 92, 117, 147 Трудового кодекса РФ, должны учитываться положения части 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», согласно которым при реализации компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье работников вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), их порядок и условия осуществления не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых компенсационных мер по состоянию на 1 января 2014 года при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Таким образом, к моменту вступления в силу Федерального закона № 421-ФЗ виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 31 декабря 2013 года аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами специальной оценки условий труда.

Работникам, которым ранее гарантии и компенсации назначались при отсутствии аттестации рабочих мест по условиям труда на их рабочих местах, гарантии и компенсации устанавливаются по результатам специальной оценки условий труда, а до этого времени (до проведения СОУТ) сохраняются гарантии и компенсации, которые работник получал в соответствии с положением об оплате труда, принятом в учреждении здравоохранении.

Если по результатам проведения специальной оценки условий труда условия труда не изменились или ухудшились, занятому на таком рабочем месте работнику должны быть сохранены все ранее предоставленные ему гарантии (компенсации) за работу во вредных (опасных) условиях труда, а также, при необходимости, установлены в соответствии со статьями 92, 117, 147 Трудового кодекса РФ дополнительные гарантии (компенсации) в связи с ухудшением условий труда, соответствующие итоговому классу (подклассу) условий труда, установленному по результатам проведения специальной оценки условий труда.

В соответствии со статьей 219 Трудового кодекса РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются. При этом повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу на работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом работодателя с учетом его финансово-экономического положения.

Предоставление компенсаций работникам, принятым на работу в 2014- 2015 годах осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим с 1 января 2014 года.

В соответствии со статьей 350 Трудового кодекса РФ для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю, а отдельным категориям медицинских работников сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается в зависимости от должности и (или) специальности в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» и не зависит от результатов специальной оценки условий труда на рабочем месте.

Право медицинских работников на сокращенный рабочий день в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности не отражается в картах специальной оценки условий труда.

В соответствии с пунктом 29 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 года № ЗЗн (далее - Методика), в соответствии с которым отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами) осуществляется в соответствии с приложением № 9 к методике независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний) и измерений, в том числе в отношении рабочих мест медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Выявление наличия на конкретных рабочих местах медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, работ с патогенными микроорганизмами различных групп патогенности зависит от вида осуществляемой ими профессиональной деятельности. При этом, на указанных рабочих местах работников отнесение условий труда к определенному Методикой классу (подклассу) условий труда осуществляется исходя из воздействия биологического фактора, в том числе возможного контакта с патогенными микроорганизмами.

Информация об осуществлении на рабочих местах работы с патогенными микроорганизмами может быть получена экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, в том числе, в ходе изучения представляемых работодателем:

- технической (эксплуатационной) документации на производственное оборудование;

  •  технической документации, характеристик технологического процесса;
  •  должностной инструкции и иных документов, регламентирующих должностные обязанности работника;

результатов ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов.

Выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных производственных факторов может также проводиться путем обследования рабочего места путем осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми работником в режиме штатной работы, а также путем опроса работника и (или) его непосредственных руководителей. Решение об идентификации какого-либо фактора производственной среды и трудового процесса как потенциально вредного и (или) опасного производственного фактора принимается экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, с последующим утверждением результатов идентификации комиссией по проведению СОУТ.

На тех рабочих местах медицинских работников, на которых специальная оценка условий труда была проведена до внесения изменений приказом Минтруда России от 20 января 2015 года № 24н в Методику проводится (может проводиться) внеплановая специальная оценка условий труда на основании мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Непосредственное предоставление работникам гарантий (компенсаций) за работу во вредных и (или) опасных условиях труда по результатам проведения специальной оценки условий труда осуществляется со дня вступления в силу соответствующих результатов проведения СОУТ (с момента утверждения отчета о ее проведении).

Правоприменение отдельных положений норм действующего законодательства в области охраны труда, изложенные в настоящем сообщении, были согласованы с представителями Минтруда и Минздрава России, в ходе проведения в декабре 2015 года II Пленума ЦК Профсоюза и семинара, посвященных ситуации в медицинских организациях с реализацией законодательства о специальной оценке условий труда.

Секретарь ЦК Профсоюза - заведующий отделом правовой и социальной защитыаппарата Профсоюза М.В.Краснорудская